10.10.2003   09:22

За 9 месяцев 2003 года убытки российских железных дорог от пригородных перевозок составили 18,4 млрд. рублей, что на 21% больше аналогичного периода прошлого года.

Увеличение уровня убытков объясняется ежегодно растущим пассажиропотоком. Субъектами РФ за 9 месяцев текущего года компенсировано лишь 7 млрд. рублей или 37,8% убытков. Эта сумма превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 1,3 млрд. рублей.

Самый большой уровень компенсации убытков от пригородных перевозок за 9 месяцев текущего года показали Дальневосточная железная дорога - 111,8%, Западно-Сибирская ж.д. – 108,1%, Свердловская ж.д. – 108,1% и Южно-Уральская ж.д. - 102,7%. Наиболее сложное положение с компенсацией убытков сложилось на Северо-Кавказской ж.д. – 10,1%, Калининградской ж.д. – 25,6% и Красноярской ж.д. – 27,4%.
Существуют различные формы участия регионов в компенсации убытков от пригородных перевозок: денежные дотации, предоставление налоговых льгот, долевое участие в строительстве и реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, приобретение подвижного состава за счет региона и др.
Структура компенсации убытков от пригородных перевозок по всей сети железных дорог России за 9 месяцев текущего года выглядит следующим образом: денежные дотации – 38,4%; налоговые льготы – 2,7%; льготы на энерготарифы – 7,9%; строительство – 33%; прочие источники – 16,4%.
За 9 месяцев 2003 года на расчетные счета железных дорог в целом по сети поступило 2,383 млрд. рублей прямых денежных дотаций, что на 34% больше соответствующего периода прошлого года. На приобретение подвижного состава получено 84,3 млн. рублей (этих денег не хватит даже на приобретение двух электричек). В совместные проекты строительства железнодорожных объектов регионами вложено 189,9 млн. рублей.

*****
Пригородные перевозки имеют важное социальное значение для регионов, но являются убыточными для железных дорог. Основные причины этого - несовершенство механизма компенсации потерь от льготного проезда пассажиров и уровня тарифов, устанавливаемых субъектами РФ с учетом низкой платежеспособности значительной части населения.

Начальник Департамента по связям с общественностью Константин Пашков