Инновации

"Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт"

Сапсан

Технологическая платформа "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" образована в 2011 году, ее инициатором и координатором является ОАО "РЖД". Технологическая платформа объединяет организации и предприятия различной отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы: высшие учебные заведения, научные организации, проектно-конструкторские бюро и т.п.

Целью платформы является развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта и создание нового вида грузового колейного транспорта, основанного на принципе магнитной левитации.

Исполнительным органом платформы является рабочий комитет во главе со старшим вице-президентом ОАО "РЖД", координатором платформы В.А. Гапановичем.

Организация выполнения решений рабочего комитета и координация действий участников ТП возложена на Центр инновационного развития – филиал ОАО "РЖД", начальник которого является заместителем координатора технологической платформы.

Исследования и разработки, проводимые в рамках платформы, осуществляются по следующим стратегическим направлениям:

I. На среднесрочную перспективу до 2018 года: разработка единой комплексной системы управления движением высокоскоростных (до 400 км/ч) поездов, обеспечение комплексной многоуровневой безопасности движения и интеллектуальной среды пользователей высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Среди работ, проведенных в 2014 году, можно выделить:

  • разработку технологии оперативной передачи предупреждений и электронных карт (действующих скоростей, графика движения) в систему автоведения ВСП "Сапсан";
  • исследование критических условий аэродинамического воздействия воздушного потока проходящего скоростного подвижного состава на человека;
  • формирование основных показателей систем и оборудования высокоскоростного подвижного состава для функционирования в системе высокоскоростного железнодорожного транспорта;
  • испытания элементов инфраструктуры для высокоскоростного движения на Экспериментальном кольце ОАО "ВНИИЖТ".

Стратегической программой исследований предусматривается выполнение научных исследований по следующим направлениям:

1. Разработка автоматизированной системы управления поездной работой, обеспечивающей стабильность эксплуатационной работы и обеспечение ритмичности движения высокоскоростного железнодорожного транспорта.

2. Разработка комплексных систем диагностики и контроля состояния подвижного состава, влияющих на безопасность движения и перевозок на ВСМ. Создание ситуационного центра безопасности высокоскоростных пассажирских перевозок.

3. Повышение точности определения местоположения и параметров движения подвижного состава на основе комплексной обработки данных спутниковых систем ГЛОНАСС/ GPS.

4. Обеспечение доступа в интернет и мобильной связи на высокоскоростном железнодорожном транспорте.

5. Создание интеллектуальных вокзальных комплексов.

II. На долгосрочную перспективу: проведение поисковых исследований и разработка научно-технических основ создания новых транспортных систем (ТС) с применением магнитной левитации.

Среди работ, проведенных в 2014 году, можно выделить:

  • разработку и испытание унифицированного сверхпроводникового модуля для систем магнитной левитации, боковой стабилизации и линейной тяги грузового транспортного средства;
  • фундаментальные исследования перманентной левитации и разработка технических средств обеспечения функциональной связи дискретно-конвейерных и магистрально-высокоскоростных грузовых транспортных систем;
  • исследование и разработка пространственных вычислительных моделей активных и пассивных элементов системы левитации и боковой стабилизации, обеспечивающей устойчивость транспортного средства в замкнутом и открытом пространствах;
  • разработку малогабаритной системы накопления и преобразования энергии транспортной единицы на магнитном подвесе;
  • физические основы создания магнитного подвеса для высокоскоростного пассажирского и грузового транспорта.

На основе полученных результатов созданы научные основы транспортной системы на магнитном подвесе с минимальной начальной скоростью левитации.

В 2014 году начались работы по созданию демонстрационного образца грузовой платформы, предназначенного для практического подтверждения возможности создания транспортной системы на магнитном подвесе с минимальной начальной скоростью левитации.

В 2015 году планируется изготовление демонстрационного образца и его показ.

Стратегической программой исследований предусматривается выполнение научных исследований по следующим направлениям:

1. Разработка магнитных систем и материалов для использования в системе магнитного подвеса (МП) и линейного электропривода (ЛЭП) с применением новых материалов, в т.ч. высокотемпературных сверхпроводников.

2. Разработка научно-технических основ создания магнитного подвеса, обеспечивающего рабочие зазоры до 200 мм, на основе современных сверхпроводниковых материалов.

3. Исследование особенностей эксплуатации, определение и обоснование показателей назначения сверхпроводниковых магнитных систем для создания энергоэффективных устройств тяги и стабилизации высокоскоростных транспортных систем на основе магнитной левитации.

4. Исследование и разработка пролетных строений эстакадных систем с длиной пролета до 100 м с использованием новых материалов на основе новых технологий.

5. Разработка модели системы интеллектуального управления движением высокоскоростного транспортного средства на магнитном подвесе.

Также в 2014 году под редакцией координатора технологической платформы старшего вице-президента ОАО "РЖД" Гапановича В.А. были изданы следующие монографии, посвященные актуальным вопросам деятельности платформы:

  • Магнитолевитационная транспортная технология. Авторы: Антонов Ю.Ф., Зайцев А.А.;
  • Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав. Авторы В.А. Гапанович, В.Е. Андреев, Д.В. Пегов и др.

По итогам проведенной работы предполагается приступить к разработке проекта Дорожной карты создания в России грузового транспорта на основе магнитной левитации и предложений по правовому обеспечению магнитолевитационного транспорта.

Принимая во внимание накопленный опыт функционирования технологической платформы и изменения в отечественном законодательстве, в 2015 году планируется рассмотреть вопрос о возможности создания Ассоциации по реализации Стратегической программы технологической платформы, а также актуализации Стратегической программы исследований.

Ассоциация будет принимать участие в формировании тематик лотов и конкурсах на предоставление субсидий в рамках действующих ФЦП, конкурсах на предоставление грантов Российского научного фонда, поскольку без государственной поддержки проект создания в России новой транспортной системы на основе магнитной левитации не может быть реализован, следовательно, цели и задачи технологической платформы не могут быть достигнуты и решены.

screenRenderTime=2