Инновации

Сотрудничество с Российской академией наук

В рамках актуализированного в 2016 году соглашения основным направлением сотрудничества с РАН является обеспечение научно-технического развития ОАО "РЖД", внедрение новых разработок и реализация совместных проектов. Взаимодействие ОАО "РЖД" с РАН осуществляется в рамках деятельности двухсторонней рабочей группы.

Тесное взаимодействие ОАО "РЖД" с Российской академией наук ведется с 2006 года. Более 30 институтов РАН принимают активное участие в выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу ОАО "РЖД". Проекты ориентированных фундаментальных исследований учреждений РАН неоднократно поддерживались при подведении итогов совместного конкурса с Российским фондом фундаментальных исследований и ОАО "РЖД".

При участии экспертов РАН определен технический уровень развития ОАО "РЖД". Его результаты учитывались при подготовке основных программных документов компании на среднесрочный период в области инновационного развития

Научно-техническое сотрудничество ОАО "РЖД" с организациями

Помимо институтов РАН ОАО "РЖД" взаимодействует в области научно-технического сотрудничества с такими организациями как:

  • ОАО "Газпром",
  • ОАО "Роснано",
  • ГК "Росатом",
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ),
  • АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов",
  • Фонд "Сколково".

ОАО "Газпром"

В рамках заключенных соглашений основным направлением сотрудничества является применение сжиженного природного газа (СПГ) на железнодорожном транспорте в качестве моторного топлива. В ходе него осуществляется:

  • строительство заправочных станции СПГ;
  • совершенствование технологий хранения СПГ и заправки локомотивов,
  • разработка нормативной документации, устанавливающей требования к качеству и параметрам газа и регламентирующей использование на железнодорожном транспорте СПГ в качестве моторного топлива,
  • определение полигонов эксплуатации локомотивов на газомоторном топливе,
  • подготовка долгосрочного соглашения о поставках СПГ для нужд ОАО "РЖД", включая объемы, сроки и формулу цены.

ГК "Росатом"

В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве основными направлениями взаимодействия являются:

  • технологии транспорта на магнитном подвесе,
  • технологии неразрушающего контроля и вибродиагностики,
  • технологии дистанционного анализа, досмотровые технологии,
  • технологии, направленные на создание новых материалов и повышение коррозионной стойкости материалов, соединений и элементов оборудования,
  • технологии создания элементов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта с применением новых (в том числе нано и композиционных) материалов и их использования,
  • технологии математического моделирования технико-технологических и экономических процессов железнодорожного транспорта,
  • механические, физико-химические и иные технологии очистки и обессоливания сточных и оборотных промышленных стоков,
  • энергосберегающие технологии и технологии, направленные на повышение энергоэффективности промышленных производств.

ОАО "Роснано"

Заключено генеральное соглашение о стратегическом партнерстве между ОАО "РЖД", ОАО "РОСНАНО" и Фондом инфраструктурных и образовательных программ.

В рамках заключенного соглашения сформирована совместная рабочая группа, работа которой организована в соответствии с ежегодно формируемым план-графиком совместных работ. На регулярной основе проводятся совещания. Основным направлением совместных работ является применение инновационных нанотехнологических решений на железнодорожном транспорте:

  • стойки опор и фундаменты для опор контактной сети с армированием из композиционных материалов;
  • консоли контактной сети из композиционных материалов;
  • шпалы из композиционных материалов;
  • морозозащитный слой из пеностекольного щебня подшпального основания балластной призмы;
  • создание опытного образца аккумуляторного/гибридного маневрового локомотива;
  • разработка нормативной правовой документации, регламентирующей использование композиционных материалов на железнодорожном транспорте.

Российский фонд фундаментальных исследований

В настоящее время взаимодействие РФФИ и ОАО "РЖД" направлено на организацию и проведение совместных конкурсов ориентированных фундаментальных исследований в интересах ОАО "РЖД". Отбор тем конкурсов производится на основании предложений ОАО "РЖД", отражающих сложившиеся приоритеты в отрасли. Финансовая поддержка исследований осуществляется в форме грантов, предоставляемых победителям конкурсов, формируемых за счет госбюджетных ассигнований (средства РФФИ) и вклада ОАО "РЖД".

Начиная с 2011 года ежегодно проводятся совместные с РФФИ конкурсы. В 2011 году акцент был сделан на направления, связанные с созданием интеллектуальных систем управления и информационного обеспечения на железнодорожном транспорте, применением спутниковых технологий для обеспечения навигационной поддержки железнодорожной инфраструктуры, обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.

В рамках второго конкурса, проведенного в 2012 году, были определены тематики, связанные с созданием высокоэффективных транспортных технологий и подвижного состава, единой интеллектуальной системы мониторинга технического состояния подвижного состава и его воздействия на путь в режиме реального времени, повышением энергоэффективности на железнодорожном транспорте.

Третий конкурс, проводимый с 2013 года, определил приоритеты, направленные на повышение эффективности управления движением и инфраструктурой на железнодорожном транспорте, обеспечение кибербезопасности на железнодорожном транспорте, на разработку ресурсосберегающих и экологических технологий, а также на разработку транспортной техники нового поколения.

В мае 2017 года объявлены результаты четвертого конкурса, по результатам которого было поддержано 46 проектов по следующим тематикам:

  • повышение эффективности работы железнодорожного транспорта за счет реализации мероприятий по увеличению провозной способности и обеспечения оптимального управления перевозочным процессом (16 проектов);
  • обеспечение функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта на основе систем диагностики и мониторинга, спутниковых и геоинформационных технологий (10 проектов);
  • обеспечение надежности и безопасности на железнодорожном транспорте (13 проектов);
  • новые виды транспорта (2 проекта);
  • энергоэффективные решения на железнодорожном транспорте (5 проектов).

Среди победителей проведенных конкурсов учреждения Российской академии наук, высшие учебные заведения и научные организации. Из 822 заявок, поступивших и подвергшихся экспертизе в рамках этих конкурсов, поддержано 176 проектов, больше трети из которых реализуется железнодорожными вузами и головными научными организациями отрасли.

Автономная некоммерческая организация "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов"

В рамках заключенного в июле 2017 г. соглашения о сотрудничестве основными направлениями взаимодействия являются:

  • рассмотрение, продвижение и реализации проектов, направленных на внедрение инновационных разработок и технологий на железнодорожном транспорте, включая решение вопросов по ликвидации сопутствующих барьеров в процессе осуществления инновационной деятельности;
  • рассмотрение и реализация в деятельности ОАО "РЖД" проектов и инициатив Агентства;
  • участие ОАО "РЖД" в существующих направлениях Национальной технологической инициативы и возможно по созданию отдельного направления в области железнодорожного транспорта.

Фонд "Сколково"

Организовано проведение совместного конкурса "Инновации железнодорожного транспорта". По итогам конкурса победителями признаны:

  • ООО "Автостанкопром" - антиобледенительная обработка высокоскоростных поездов "Сапсан",
  • ООО "ТрансТрибоЛогик" (ранее - ООО "СДС") - токосъемные элементы (вставки) с повышенными эксплуатационными характеристиками,
  • ООО "СЗЛ" - источники питания.

На регулярной основе осуществляется взаимодействие с партнерами Фонда "Сколково", участие в форуме "Открытые инновации", конференции Startup Village.

Сотрудничество с зарубежными партнерами

Компания осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами:

  • SWARCO (Австрия),
  • Ассоциация американских железных дорог,
  • SKF (Швеция),
  • Кнор-Бремзе Систем (Германия),
  • ЕвразХолдинг,
  • АО "Татравагонка" (Словакия),
  • Сименс АГ.

Пассажирский локомотив с асинхронным тяговым приводом

Электровоз ЭП20

Разработка компании Альстом (Франция)

Производитель  ЗАО "Трансмашхолдинг"

Грузовой локомотив с асинхронным тяговым приводом

Электровоз 2ЭС6

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  ЗАО Группа Синара

Грузовой вагон нового поколения (крытый)

Универсальный крытый
   вагон

АО "Татравагонка" (Словакия)

Производитель  ЗАО "Трансмашхолдинг"

Моторвагонный подвижной состав нового поколения

Электропоезд Ласточка

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  совместное предприятие с локализацией в России 80% производства

Автоматизированный комплекс сортировочной горки нового поколения

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  совместное предприятие с участием ОАО "НИИАС"

screenRenderTime=1