Инновации

Сотрудничество с Российской академией наук

С 2006 года ОАО "РЖД" тесно взаимодействует с Российской академией наук. Более 30 институтов РАН принимают активное участие в выполнении важных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по заказу ОАО "РЖД".

При участии экспертов РАН определен технический уровень развития ОАО "РЖД". Его результаты учитывались при подготовке основных программных документов компании на среднесрочный период в области инновационного развития: "Стратегии инновационного развития ОАО "Российские железные дороги" на период до 2015 г." ("Белая книга" ОАО "РЖД") и актуализированной "Программы инновационного развития ОАО "Российские железные дороги на период до 2015 года".

Научно-техническое сотрудничество ОАО "РЖД" с организациями

Помимо институтов РАН ОАО "РЖД" взаимодействует в области научно-технического сотрудничества с такими организациями как:

  • ГК "Роснефть" и ОАО "Газпром",
  • ОАО "Роснано",
  • ГК "Росатом",
  • Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).

ГК "Роснефть" и ОАО "Газпром"

В рамках заключенных соглашений основным направлением сотрудничества является применение сжиженного природного газа (СПГ) на железнодорожном транспорте в качестве моторного топлива. В ходе него осуществляется:

  • cовершенствование газовых турбин и поршневых двигателей в целях их перевода на СПГ и снижения его расхода на холостом ходу и работе в режиме переменной или неполной нагрузки,
  • совершенствование технологий хранения СПГ и заправки локомотивов,
  • разработка нормативной документации, устанавливающей требования к качеству и параметрам газа и регламентирующей использование на железнодорожном транспорте СПГ в качестве моторного топлива,
  • определение полигонов эксплуатации локомотивов на газомоторном топливе,
  • подготовка долгосрочного соглашения о поставках СПГ для нужд ОАО "РЖД", включая объемы, сроки и формулу цены.

ГК "Росатом"

В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве основными направлениями взаимодействия являются:

  • технологии транспорта на магнитном подвесе,
  • технологии неразрушающего контроля и вибродиагностики,
  • технологии дистанционного анализа, досмотровые технологии,
  • технологии, направленные на создание новых материалов и повышение коррозионной стойкости материалов, соединений и элементов оборудования,
  • технологии создания элементов инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта с применением новых (в том числе нано и композиционных) материалов и их использования,
  • технологии математического моделирования технико-технологических и экономических процессов железнодорожного транспорта,
  • механические, физико-химические и иные технологии очистки и обессоливания сточных и оборотных промышленных стоков,
  • энергосберегающие технологии и технологии, направленные на повышение энергоэффективности промышленных производств.

ОАО "Роснано"

В рамках заключенного соглашения о сотрудничестве основным направлением является применение инновационных нанотехнологических решений на железнодорожном транспорте:

  • стойки опор контактной сети с армированием из композиционных материалов,
  • консоли контактной сети из композиционных материалов,
  • система внешнего армирования железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов на основе углеродных волокон,
  • шпалы из композиционных материалов,
  • термоэлектрические кондиционеры,
  • системы очистки и обеззараживания воздуха,
  • системы интеллектуального видеонаблюдения,
  • низкоэмиссионное остекление,
  • разработка нормативной правовой документации, регламентирующей использование композиционных материалов на железнодорожном транспорте.

Российский фонд фундаментальных исследований

В настоящее время взаимодействие РФФИ и ОАО "РЖД" направлено на организацию и проведение совместных конкурсов ориентированных фундаментальных исследований в интересах ОАО "РЖД". Отбор тем конкурсов производится на основании предложений ОАО "РЖД", отражающих сложившиеся приоритеты в отрасли. Финансовая поддержка исследований осуществляется в форме грантов, предоставляемых победителям конкурсов, формируемых за счет госбюджетных ассигнований (средства РФФИ) и вклада ОАО "РЖД".

Начиная с 2011 года ежегодно проводятся совместные с РФФИ конкурсы. В 2011 году акцент был сделан на направления, связанные с созданием интеллектуальных систем управления и информационного обеспечения на железнодорожном транспорте, применением спутниковых технологий для обеспечения навигационной поддержки железнодорожной инфраструктуры, обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте.

В рамках второго конкурса, проведенного в 2012 году, были определены тематики, связанные с созданием высокоэффективных транспортных технологий и подвижного состава, единой интеллектуальной системы мониторинга технического состояния подвижного состава и его воздействия на путь в режиме реального времени, повышением энергоэффективности на железнодорожном транспорте.

Третий конкурс, проводимый с 2013 года, определил приоритеты, направленные на повышение эффективности управления движением и инфраструктурой на железнодорожном транспорте, обеспечение кибербезопасности на железнодорожном транспорте, на разработку ресурсосберегающих и экологических технологий, а также на разработку транспортной техники нового поколения.

Среди победителей проведенных конкурсов учреждения Российской академии наук, высшие учебные заведения и научные организации. Из 622 заявок, поступивших и подвергшихся экспертизе в рамках этих конкурсов, отобрано 130 проектов, больше трети из которых реализуется железнодорожными вузами и головными научными организациями отрасли.

В 2015 году среди полученных результатов планируется осуществить отбор тех, которые имеют наибольший потенциал практического применения в интересах железнодорожного транспорта.

Сотрудничество с зарубежными партнерами

Компания осуществляет взаимодействие с зарубежными партнерами:

  • SWARCO (Австрия),
  • Ассоциация американских железных дорог,
  • SKF (Швеция),
  • Кнор-Бремзе Систем (Германия),
  • ЕвразХолдинг,
  • АО "Татравагонка" (Словакия),
  • Сименс АГ.

Пассажирский локомотив с асинхронным тяговым приводом

Электровоз ЭП20

Разработка компании Альстом (Франция)

Производитель  ЗАО "Трансмашхолдинг"

Грузовой локомотив с асинхронным тяговым приводом

Электровоз 2ЭС6

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  ЗАО Группа Синара

Грузовой вагон нового поколения (крытый)

Универсальный крытый
   вагон

АО "Татравагонка" (Словакия)

Производитель  ЗАО "Трансмашхолдинг"

Моторвагонный подвижной состав нового поколения

Электропоезд Ласточка

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  совместное предприятие с локализацией в России 80% производства

Автоматизированный комплекс сортировочной горки нового поколения

Разработка компании Siemens AG (Германия)

Производитель  совместное предприятие с участием ОАО "НИИАС"

screenRenderTime=1