Реформа отрасли

18 мая 2001 года Правительством Российской Федерации утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

Цели реформы были определены как:

  • повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;
  • формирование единой гармоничной транспортной системы страны;
  • снижение совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
  • удовлетворение растущего спроса на услуги железнодорожного транспорта.

Программа структурной реформы первоначально включала в себя три этапа. Их реализация была завершена в 2010 году, а результаты одобрены правительством страны и международными экспертами.

В первую очередь, в рамках реформирования была проработана отраслевая нормативная правовая база. Принятие законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", других нормативных актов позволило в 2003 году разделить функции государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью и создать единый хозяйствующий субъект – открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД").

Одной из основных целей и результатов реформирования отрасли стало формирование условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте. Из структуры ОАО "РЖД" выделены потенциально конкурентные и конкурентные виды деятельности в различных сферах деятельности:

  • оперировании грузовыми вагонами;
  • перевозках пассажиров в дальнем и пригородном сообщении;
  • вагоноремонтной деятельности и деятельности по капитальному ремонту локомотивов;
  • строительстве и проектировании;
  • промышленном производстве;
  • научных и конструкторских работах;
  • торговле и общественном питании;
  • оказании санаторно-курортных услуг, др.

Всего за время реформирования было создано 85 дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД".

Создание дочерних обществ позволило:

  • сформировать собственный план развития для каждого конкурентного сегмента рынка;
  • повысить финансово-экономическую эффективность;
  • заинтересовать в бизнесе сторонних инвесторов и привлечь частные инвестиции.

В соответствии с решениями Правительства РФ с целью дальнейшего развития конкурентных отношений на транспортном рынке и формирования дополнительных инвестиционных источников развития железнодорожной инфраструктуры на протяжении нескольких лет осуществляется продажа акций созданных дочерних и зависимых обществ, благодаря чему ОАО "РЖД" получено более 285 млрд руб. на реализацию инвестиционной программы.

 

screenRenderTime=0