Президент ОАО "РЖД"

Тема безопасности актуальна всегда. Однако теперь, после печальных событий последних недель, к ней все чаще стали обращаться журналисты, общественность, ее поднимаете и вы, наши пассажиры.

К примеру, вот обращение Татьяны Макаренко: "На сайте РЖД указана краткая информация о принятии дополнительных мер безопасности пассажиров в связи с недавними терактами. Скажите, пожалуйста, будут ли осматриваться сумки пассажиров и сами пассажиры ДО отправки поезда? Могут ли пассажиры быть уверенными, что их жизни ничего не угрожает?"

Безопасность на железнодорожной инфраструктуре – один из ключевых приоритетов в нашей работе. Вы знаете, что на входах в вокзальные комплексы устанавливаются рамки-металлоискатели, а на вокзалах с наибольшим пассажиропотоком – и ленты для досмотра багажа и ручной клади.

Впервые досмотр на вокзалах был введен несколько лет назад для пассажиров высокоскоростных поездов "Сапсан". В настоящий момент досмотр осуществляется на всех вокзалах. При этом надо отметить, что значительная часть вокзалов была построена более века назад – и тогда, как вы понимаете, проектами не предусматривалось их оборудование подобными устройствами. Сейчас мы восполняем этот пробел. Но на все необходимо время.

По рекомендации правоохранительных органов мы ввели усиленные меры безопасности в последние дни, а именно тотальную проверку пассажиров при входе на вокзал. К сожалению, выяснилось, что в часы пик досмотровые службы не справляются с большим пассажиропотоком.

Из обращения Надежды Кудряшовой: "Усиление мер безопасности на вокзалах (в частности, на Казанском)  в виде необходимости просвечивания любой сумки-пакета через устройство и прохода через рамку в отсутствие необходимого количества оборудования для этого  приводит к "обратному" эффекту. 
У Казанского вокзала на вход с улицы работают всего две двери: одна – с площади трех вокзалов, вторая  с Новорязанской улицы. При входе с Новорязанской улицы в час пик (18-19 часов) создается гигантская давка, т. к. вход в вокзал собственно ограничен двумя рамками с одним единственным просвечивающим устройством, на котором проверяются все вещи-сумки-пакеты, а людей  тысячи, кроме этого часть народа оказывается зажатой в промежуточном пространстве между входными дверями в вокзал и пространством до рамок на 15-30 минут. 
Все это создает благоприятные условия для совершения терактов. Это недопустимо".

Мне известно о ситуации с затруднениями на входах в здания ряда московских вокзалов, которая обусловлена усилением мер безопасности. В настоящее время мы согласовываем с правоохранительными органами меры по распределению потоков и облегчению доступа пассажиров на вокзалы столицы с учетом повышенных мер безопасности. Реализация этих мер потребует определенного времени. Приношу нашим пассажирам извинения за доставленные неудобства. Прошу с пониманием отнестись к тем дополнительным мерам безопасности, которые приняты. Прошу также пассажиров планировать время прибытия на вокзалы заранее с учетом данных временных трудностей.

Если говорить о решении вопроса организации безопасности на инфраструктуре железнодорожного транспорта, то необходимо ускорить работу по совершенствованию законодательства в части определения статуса сотрудников компаний при реализации мер по досмотру граждан. Пока все подобные мероприятия могут осуществлять исключительно работники полиции. Учитывая объем пассажиропотока на московских вокзалах, нагрузка на московскую полицию очень значительна.

Если говорить о решении вопроса безопасности на перспективу, одним из способов усиления мер на вокзалах мне видится развитие специальных служб транспортной безопасности, сотрудники которых выявляют среди пассажиров подозрительных лиц, основываясь на техниках, уже успешно применяемых в мире (например, в Израиле). Таким образом, может осуществляться выборочный контроль багажа и досмотр пассажиров. Важно не только хорошо обучить и подготовить таких сотрудников, но и наделить их соответствующими полномочиями.

Я хотел бы поблагодарить активных граждан, которые сообщают сотрудникам вокзалов, полиции на транспорте, поездным бригадам о подозрительных личностях и бесхозных вещах. И призываю всех проявлять бдительность не только на объектах железнодорожной инфраструктуры, но и во всех общественных местах.

screenRenderTime=2