Президент ОАО "РЖД"

разделитель_статика

Скорость доставки грузов – самый очевидный для клиентов и главный показатель эффективности работы железной дороги. По этому вопросу периодически звучат критические замечания и оценки, которые, по моему мнению, не всегда обоснованы

Действительно, представляется несопоставимой скорость, с которой реально движется грузовой поезд с учетом разгонов и торможений (средняя техническая скорость) – 46 км/час, и скорость доставки груза – 340 км, но уже в сутки.

При этом для повышения градуса дискуссии, как правило, берут в расчет последний показатель и делят его на 24 часа. В итоге получается, что мы едем со скоростью 14,2 км в час, как велосипедист, а то и медленней. Чем не предмет для острот?

Однако такая арифметика не вполне адекватна.

Ключевое отличие скорости доставки груза в том, что она включает в себя разнообразные процессы, в которых участвует грузоотправители, грузополучатели, железнодорожники, операторы вагонного парка, портовики, таможенные органы и т.п. Значительная часть процессов, которые напрямую влияют на скорость доставки, вообще не имеет отношения непосредственно к процессу перевозки по железной дороге.

Так, при ее расчете учитывается время простоя вагонов в ожидании выгрузки. Например, в этом году из-за ограниченных возможностей морских портов по выгрузке вагонов на подходах среднесуточно простаивает более 200 поездов с грузами, и общесетевые потери скорости доставки по этой причине составляют 17 км в сутки. Часто причиной простоев могут быть неправильно оформленные таможенные или экспедиторские документы, ненадлежащее техническое состояние вагона и т.д.

Необходимо также отметить, что показатель средней скорости доставки – все-таки скорее нечто вроде средней температуры по больнице. На коротких расстояниях он ниже, а на длинных, где вагон проводит большую часть времени в движении, – выше.

Мы ориентируемся на потребности и возможности наших клиентов. Если заказчик ставит в приоритет скорость доставки, он может воспользоваться самыми быстрыми нашими продуктами – маршрутная отправка (512,2 км в сутки) или контейнерная (463,3 км в сутки). Они отличаются тем, что состав поезда перемещается от станции погрузки до станции выгрузки без переформирования поезда в пути следования. Отсюда и экономия времени. Эти предложения интересны для отправок довольно крупных партий товаров высокой стоимости.

У нас есть и другие виды отправок для наших клиентов, и все они тоже в силу технологических особенностей движутся с разной средней скоростью.

Есть групповая (301,5 км в сутки), мелкая (245,7 км в сутки) и повагонная отправки (257,4 км в сутки). Главная их особенность – необходимо сначала дождаться накопления поезда до нормативной длины состава в районе станции погрузки, а затем, уже в пути следования, они пересортируются по различным направлениям. На этом, безусловно, теряются драгоценные километры в сутки. Но и стоимость этих отправок существенно меньше.

Если сравнить скорость доставки груза в России с мировыми железнодорожными системами, то позиции российских железных дорог более чем достойные. По всем сравнимым критериям мы находимся среди стран-лидеров, а по такому показателю, как грузонапряженность, – на втором месте в мире после Китая.

Это не значит, что мы стоим на месте. Только за 10 месяцев 2015 года скорость мелкой отправки выросла на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, повагонной – на 9,1%, контейнерной – на 8,2%, маршрутной – на 16,1%, групповой – на 18%.

Повышение показателей стало возможным благодаря постоянной работе по сокращению непроизводительного простоя вагонов, оптимизации работы сортировочных станций, организации движения грузовых поездов по расписанию.

Я уверен, что потенциал роста скорости доставки груза по железной дороге далеко не исчерпан, реализовывать его необходимо в координации и взаимодействии со всеми участниками перевозочного процесса. ОАО "РЖД" будет продолжать работу по сокращению простоев на грузовых станциях, будет работать над максимальной маршрутизацией перевозок грузов.

Еще один ориентир для нас – доля отправок, доставленных в срок. Кстати, дело здесь не только в клиентоориентированности, но и в экономических эффектах для компании: ведь в случае, если мы не доставим груз вовремя, клиент вправе потребовать компенсацию. Разумеется, мы заинтересованы работать так, чтобы не возить грузы с незапланированной скидкой или вовсе бесплатно.

И здесь мы целенаправленно ведем работу по повышению эффективности работы. За 10 месяцев 2015 года доля своевременно прибывших отправок увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 7% и достигла 92,6%. Одной из главных своих задач как руководителя компании я вижу достижения очевидного уровня в 100%.

Конечно, сегодня ситуация далека от идеальной и многое еще предстоит сделать.

Кибичева Светлана Григорьевна пишет:

Просим Вас помочь в продвижении вагона №******** с грузом "железобетонные изделия", следующего по отправке №******** сообщением Хабаровск 2 – Литовко Дальневосточной железной дороги... Данный вагон прибыл на станцию Ин 02.10.2015 г. и простаивает там до настоящего времени в отставленном от движения поезде. Срок доставки истек 09.10.2015 г. Груз предназначен для осуществления ремонта ПС 220 кВ Литовко ПАО ФСК ЕС – МЭС Востока. С наступлением холодов возникает сложность в ремонте, что приведет к сбоям в подаче электроэнергии близлежащих населенных пунктов. Просим разобраться в сложившейся ситуации и помочь в доставке вагона до станции назначения в кратчайший срок".

В результате служебного расследования выяснилось, что указанный вагон в период с 29.09.2015 года по 03.10.2015 года простаивал на железнодорожной станции Хабаровск-2 по причине ограничения пропускной способности участков и станций при проведении плановых и неплановых "окон". Затем с 04.10.2015 года по 16.10.2015 года по этой же причине он оставался на станции Ин Дальневосточной железной дороги и только 18 октября вагон прибыл на железнодорожную станцию Литовко.

Попросту говоря, на участке велся ремонт пути, и мои коллеги не смогли обеспечить своевременную доставку груза. Считаю, что подобные нарушения недопустимы, причастные руководители наказаны.

От лица компании я приношу извинения за эту и подобные задержки в продвижении грузов, связанные с нескоординированной деятельностью различных служб.

В качестве пояснения хочу отметить, что на Восточном полигоне железных дорог по поручению Президента и Правительства России проводится огромный комплекс по реконструкции и модернизации железнодорожной инфраструктуры. Мы делаем все, чтобы эти работы не препятствовали перевозочному процессу, но все же сбои случаются. Я убежден, что после завершения работ подобные проблемы в дальневосточном регионе исчезнут.

Уверен, что именно разнообразный набор транспортных клиентских продуктов с высоким уровнем индивидуализации по каждому заказу будет отвечать как потребностям экономики страны, так и пожеланиям наших клиентов в настоящем и будущем. Это тот путь, которым должна развиваться железная дорога. Главными критериями для нашей работы будут гибкость, оперативность, точность.

screenRenderTime=1