Проекты ВСМ

Во второй половине ХIХ века Россия стала крупнейшей железнодорожной державой. Наряду с увеличением протяженности железных дорог шло активное наращивание скоростей движения поездов. В начале XX века на линии Санкт-Петербург – Москва курьерские экспрессы достигали скорости 110 км в час, а в 1960-е годы самый быстрый советский поезд "Аврора" развивал скорость 160 км/ч.

Уже тогда становилось ясно, что для дальнейшего наращивания результатов нужно строить специальные высокоскоростные пассажирские магистрали. К тому же, опыт эксплуатации первой в мире высокоскоростной магистрали (ВСМ) в Японии доказал полную техническую, экономическую и социальную обоснованность подобных проектов.

Хронология

1960-1970-е гг. – проведение отраслевыми институтами СССР комплекса работ по изучению направлений качественного улучшения работы пассажирского хозяйства. Вывод ученых: требуемый эффект может дать строительство отдельных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения поездов 250 км/ч, в первую очередь  на полигоне Центр  Юг, или Москва  Кавказ, Крым.

1975 г.  научно-технический совет МПС признал целесообразность разработки технико-экономическое обоснования (ТЭО) данного проекта. Однако обстановка в стране в то время не позволила заняться строительством новой магистрали.

1988 г.  утверждена Государственная научно-техническая программа "Высокоскоростной экологически чистый транспорт" (Постановление Совета министров СССР № 1474). В рамках ее выполнения ВНИИЖТ был подготовлен научный проект, в котором было обосновано создание ВСМ.

1988–1990 гг.  активное обсуждение в отрасли темы высокоскоростного движения: проведение научно-практических конференций, публикация статей, создание новых технических и экономических разработок. Ленгипротранс начал работу по подготовке ТЭО проекта ВСМ Ленинград – Москва под скорость 300-350 км/ч.

март 1991 г.  Государственная экспертная комиссия Госплана СССР признала перспективность разработки идеи ВСМ Ленинград – Москва в качестве самостоятельной научно-технической проблемы. Вопрос реализации этого проекта поставлен на повестку дня коллегии МПС.

13 сентября 1991 г.  Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ № 120 "О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва". Для его реализации было образовано РАО "Высокоскоростные магистрали".

1990-е гг.  активное развитие проекта ВСМ по ряду направлений, среди которых: принятие необходимых оперативных правительственных решений, разработка и осуществление  основного инвестиционного механизма строительства (привлечение частного капитала под государственные гарантии), подготовка ТЭО, проведение необходимых государственных и общественных экспертиз, начало строительства ряда объектов (вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге), подготовка под застройку участка трассы Санкт-Петербург – Новгород. Параллельно под руководством академика Игоря Спасского шло проектирование, строительство и обкатка отечественного высокоскоростного поезда "Сокол". Однако дефолт 1998 г. нарушил финансирование проекта, темпы его реализации  резко замедлились, а целый ряд работ был свернут.

2004 г.  министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил за возобновление строительства высокоскоростной магистрали. Предложение было поддержано президентом ОАО "Российские железные дороги" Владимиром Якуниным.

4 июля 2006 г.  Совет директоров ОАО "РЖД" одобрил создание дочернего общества "Скоростные магистрали", которое стало головным предприятием по строительству ВСМ.

апрель 2009 г.  технико-экономический совет ОАО "РЖД" принял ряд конструктивных решений по дальнейшей работе, в частности, проектированию трассы по западному варианту. Примерно в это же время проект был внесен в стратегические государственные программы  "Транспортную стратегию РФ" и "Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года"

16 марта 2010 г.  Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ № 321 "О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ", в котором правительству предписывается до конца 2010 года утвердить комплекс первоочередных задач, включая нормативные, технические, финансовые, кадровые, организационные и иные аспекты. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании ВСМ является ОАО "Российские железные дороги".

Развитие скоростных и высокоскоростных перевозок является стратегическим приоритетом для компании. 17 декабря 2009 г. состоялось открытие скоростного движения и запуск электропоездов "Сапсан" на линии Москва  Санкт-Петербург, 30 июля 2010 г.  на линии Москва  Нижний Новгород. 12 декабря было открыто скоростное сообщение на направлении Санкт-Петербург  Хельсинки и состоялся запуск скоростных электропоездов "Аллегро".

screenRenderTime=1