III этап реформы (2006-2010 гг.)

Основные задачи

  • Развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок.
  • Переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.
  • Создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании.
  • Формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
  • Продажа акций дочерних обществ ОАО "РЖД" частным собственникам с целью привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру.

Хронология событий

2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год

Март. Одобрен план мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006-2010 годы...

20 июня. Проведен круглый стол на тему "Реформа пассажирского комплекса дальнего следования"...

1 июля. Начала хозяйственную деятельность Федеральная пассажирская дирекция. В ее состав вошли 46 пассажирских вагонных депо. После принятия решения о государственной поддержке пассажирских перевозок дальнего следования Дирекция будет готова трансформироваться в Федеральную пассажирскую компанию.

Сентябрь. Принято решение о создании совместного предприятия "Oy Karelian Trains Ltd"...

Декабрь. Советом директоров ОАО "РЖД" принято решение о создании совместного предприятия в сфере перевозок автомобилей ОАО "РейлТрансАвто".

Февраль. Принято решение о создании 7 дочерних обществ...

Апрель. Принято решение о создании пригородной пассажирской компании "Дон-Пригород"...

Май. Одобрена целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг...

Июнь. Принято решение о создании двух дочерних обществ: ОАО "ВНИИЖТ" и ОАО "НИИАС"...

Июль. Зарегистрировано ОАО "Первая грузовая компания" в сфере оперирования подвижным составом.

Октябрь. Принято решение о создании совместного предприятия "Trans-Eurasia Logistics GmbH"...

Декабрь. Утвержден пакет документов по созданию ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога"...

Январь. Продано 15% акций ОАО "Трансконтейнер"...

Апрель. Одобрена "Программа развития пригородного пассажирского комплекса ОАО "РЖД" до 2015 года"...

17 июня. Утверждена стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года...

1 июля. Начало самостоятельной деятельности Центральной дирекции по ремонту пути...

Август. Принято решение о создании дочернего общества ОАО "Вагоноремонтное предприятие "Грязи"...

Ноябрь. Принято решение о создании дочернего общества в сфере капитального ремонта тягового подвижного состава ОАО "Желдорреммаш".

Декабрь. Одобрена Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования...

Другие события

Апрель. Межведомственной комиссией по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте предварительно одобрено создание дочернего общества ОАО "РЖД" в сфере грузовых перевозок.

20 мая. Правлением ОАО "РЖД" утверждена Концепция реформирования железнодорожного транспорта в сфере оперирования грузовыми вагонами и создания Второй грузовой компании.

25 ноября. Советом директоров ОАО "РЖД" принято решение о создании ОАО "Федеральная пассажирская компания". С 1 января 2010 года компания начала хозяйственную деятельность в качестве агента по продаже проездных документов, а с 1 апреля 2010 года осуществляет перевозочную деятельность.

Другие события

27 января. Одобрена Концепция реформирования вагоноремонтного комплекса ЦДРВ...

27 апреля. Решением совета директоров учреждено ОАО "Институт экономики и развития транспорта" - дочернее общество ОАО "РЖД" в сфере научно-технической деятельности.

Март. Учреждено ООО "ИНТЕСМО" – совместное предприятие ОАО "РЖД" и ООО "ЛЛК-Интернешнл" (дочерней компании ОАО "ЛУКОЙЛ".

1 июня. Начало хозяйственной деятельности ОАО "РЖД-здоровье", предоставляющего услуги по санаторно-курортному обслуживанию.

26 августа. Ппринято решение о создании ОАО "Вторая грузовая компания"...

Другие события

Итоги третьего этапа

Обеспечено формирование конкурентного рынка оперирования грузовыми вагонами путем создания дочерних общесетевых ("Первая грузовая компания", "Вторая грузовая компания") и специализированных (Трансконтейнер", "Рефсервис", "Русская Тройка", "РейлТрансАвто") операторских компаний и полного вывода из ОАО "РЖД" парка грузовых вагонов посредством его передачи в капитал дочерних операторов и продажи (до 70 тыс. вагонов) иным собственникам подвижного состава.

Создана Федеральная пассажирская компания, осуществляющая дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами.

Практически завершена работа по созданию на полигоне железных дорог пригородных пассажирских компаний, в том числе с участием субъектов Российской Федерации (по состоянию на 2010 г. создано 22 компании).

Проведена масштабная работа по созданию дочерних обществ в сферах пассажирских перевозок, оперирования грузовыми вагонами, ремонта подвижного состава, промышленного производства, изготовления материалов верхнего строения пути, санаторно-курортного обслуживания (начиная с 2004 г. по состоянию на 2010 г создано 75 дочерних обществ).

Осуществлены мероприятия по продаже акций дочерних обществ ОАО "РЖД", в том числе: 15% и далее 30% (в рамках публичного размещения) акций ОАО "Трансконтейнер", 50%-1 акция ОАО "Росжелдорпроект", 50%-2 акции ОАО "Элтеза". Утвержден план продажи акций 54 дочерних обществ на период 2010-2012 гг., в результате чего будут привлечены дополнительные инвестиции в отрасль в размере более 156 млрд рублей.

Разработана Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, определяющая стратегические цели, основные направления развития государственной политики в отношении грузовых железнодорожных перевозок и развития инфраструктуры, целевое состояние рынка оперирования подвижным составом и грузовых железнодорожных перевозок и принципы взаимодействия его основных участников; основные направления совершенствования тарифной системы и нормативной правовой базы деятельности железнодорожного транспорта.

screenRenderTime=2