II этап реформы (2003-2005 гг.)

Основные задачи

  • Создание ДЗО ОАО "РЖД", осуществляющих открытые для конкуренции виды деятельности (грузовые перевозки, пригородные пассажирские перевозки, сервисные предприятия, машиностроение, телекоммуникации, НИОКР и проектирование в области ж/д транспорта).
  • Сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок.
  • Создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

Хронология событий

2003 год 2004 год 2005 год

6 мая. Постановлением Правительства Российской Федерации № 283 утвержден план мероприятий по реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005 годы.

18 сентября. Постановлением Правительства Российской Федерации № 585 утвержден устав ОАО "Российские железные дороги".

23 сентября. Компания прошла государственную регистрацию.

Февраль. Реализован первый бизнес-проект по организации безубыточных пригородных пассажирских перевозок...

Июль. Международное рейтинговое агентство Standart & Рооr's присвоило ОАО "РЖД" долгосрочный кредитный рейтинг "ВВ+"...

Август. Принят проект стратегической программы развития компании до 2010 года...

Октябрь. Совместно с ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (ОАО "ДМВП") создано ЗАО "Русская тройка"...

Ноябрь. Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации зарегистрировала выпуск облигаций ОАО "Российские железные дороги"...

Январь. Утверждена концепция корпоративного строительства ОАО "РЖД"...

Март. Принята за основу концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования...

Апрель. Принято решение о создании 4 пригородных пассажирских компаний...

Май. Принято решение о создании 9 дочерних обществ в сфере производства и ремонта путевой техники.

Август. Международное рейтинговое агентство Fitch присвоило ОАО "РЖД" основной необеспеченный рейтинг на уровне "ВВВ"...

Сентябрь. Принято решение о создании 2 дочерних обществ...

Ноябрь. Принято решение о создании 3 дочерних обществ и 2 пригородных пассажирских компаний...

Декабрь. Принято решение о создании 3 дочерних обществ...

Итоги второго этапа

В течение 2004-2005 гг. советом директоров ОАО "РЖД" приняты решения о создании 27 дочерних обществ, в том числе по сферам деятельности:

  • производство и капитальный ремонт путевой техники;
  • производство средств железнодорожной автоматики и телемеханики;
  • капитальное строительство и проектно-изыскательские работы;
  • ремонт грузовых вагонов;
  • научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы;
  • контейнерные грузовые перевозки;
  • перевозки грузов изотермическим подвижным составом;
  • пригородные пассажирские перевозки.

Обеспечена возможность роста конкуренции в грузовых перевозках. Принято Постановление Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а также введен в действие универсальный прейскурант 10-01. Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы перешли в конкурентный сектор: их доставка осуществлялась независимыми от ОАО "РЖД" компаниями- операторами подвижного состава. На 2005 год 1/3 всего вагонного парка страны принадлежала частным компаниям-операторам, которые перевозили порядка 1/4 всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель превысил 50%.

Продолжена оптимизация структуры управления ОАО "РЖД", в том числе усилена роль организации управления по видам деятельности. Кроме того, начали эффективно функционировать системы учета, сформированные на первом (подготовительном) этапе реформирования. В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год, ОАО "РЖД" предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Упорядочены функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственное регулирование в области транспорта. Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое как федеральный орган исполнительной власти представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Кроме этого, для всестороннего обсуждения вопросов реформирования, для принятия взвешенных и согласованных решений по реализации мероприятий структурной реформы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы.

Итоги второго этапа структурной реформы железнодорожного транспорта одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 10 ноября 2005 года по вопросу "О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте".

screenRenderTime=2