Российские железные дорогиОАО "РЖД" сегодняРеформа отрасли

Реформа отрасли

Наиболее существенные изменения в области грузовых железнодорожных перевозок произошли в сегменте предоставления вагонов под перевозку (оперирования грузовыми вагонами). Именно эта сфера деятельности была признана потенциально конкурентной в области грузовых перевозок. Благодаря введенному в 2003 году новому Прейскуранту № 10-01, в котором была выделена вагонная составляющая тарифа, появились частные операторы грузовых вагонов.

В целях развития конкуренции на железнодорожном транспорте Правительством Российской Федерации было принято решение о постепенном выводе операторского бизнеса из ОАО "РЖД".

С 2003 по 2010 годы были созданы дочерние компании – специализированные операторы собственного подвижного состава: ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис", ОАО "Русская Тройка", ОАО "РейлТрансАвто", а также общесетевые универсальные компании-операторы ОАО "ПГК" и ОАО "ФГК". К 2012 году весь парк вагонов на сети стал приватным. После продажи акций ОАО "ПГК" холдинг "РЖД" перестал доминировать на рынке предоставления вагонов под перевозку, более 80% грузооборота теперь обеспечивается с привлечением независимых от холдинга операторских компаний.

Проведение структурной реформы в части развития рынка оперирования грузовыми вагонами привело к следующим положительным изменениям в данном сегменте:

  • значительное обновление парка грузовых вагонов за счет частных инвестиций;
  • повышение клиентоориентированности и качества услуг операторов подвижного состава за счет развития конкуренции.

Однако привлекательность данного бизнеса привела к неуправляемому росту парка грузовых вагонов в течение 2010-2015 годов, что создало существенные технологические и организационные сложности в управлении вагонными парками на сети. В настоящее время в связи с ужесточением технического регулирования сферы эксплуатации и ремонта грузовых вагонов рост вагонного парка сменился его сокращением, а затем – стабилизацией.

В результате структурных преобразований в Российской Федерации была создана уникальная модель рынка грузовых железнодорожных перевозок. У единственного общесетевого перевозчика (ОАО "РЖД") отсутствует собственный парк грузовых вагонов, а предоставление вагонов под перевозку осуществляют множественные операторские компании. Данная модель не имеет аналогов в мировой практике.

Функционирование такой модели потребовало дополнительной настройки нормативного регулирования. В рамках реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, принятой Правительством Российской Федерации в январе 2011 года, проведено обновление нормативно-правовых документов отрасли. Принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", которым введена плата за простой вагонов на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования, предоставлено право перевозчику на перемещение порожних вагонов, определены особенности перевозки порожних вагонов. В 2015 году приняты и вступили в силу нормативные правовые акты, регулирующие следующие аспекты деятельности железнодорожного транспорта:

  • правила перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте;
  • ставки платы за использование инфраструктуры ОАО "РЖД";
  • перечень критериев, отсутствие которых является основанием для отказа в согласовании запроса-уведомления на перевозку порожних грузовых вагонов;
  • правила перевозок грузов железнодорожным транспортом группами вагонов по одной накладной (актуализированная редакция Правил вступила в силу 4 июля 2015 г.).

Принятые изменения в нормативной базе призваны стимулировать участников перевозочного процесса к более эффективному использованию подвижного состава и потенциала инфраструктуры.

На текущем этапе реформы основной задачей, стоящей перед отраслью, является выстраивание сбалансированной модели работы рынка грузовых железнодорожных перевозок, разработка четкого механизма управления вагонными парками в условиях множественности операторов и отсутствия коммерческого вагонного парка ОАО "РЖД".

Дальнейшее развитие рынка грузовых железнодорожных перевозок будет определено в рамках разрабатываемой Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на очередной пятилетний период.