Российские железные дорогиОАО "РЖД" сегодняРеформа отрасли

Реформа отрасли

В результате структурной реформы деятельности по организации пассажирских перевозок было создано ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОАО "ФПК"), которое в настоящее время является общесетевым национальным пассажирским перевозчиком и обеспечивает практически все дальние пассажирские перевозки в России и в сообщении с зарубежными странами, а также 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), которые осуществляют все пригородные перевозки в стране. Соучредителями ППК являются субъекты Российской Федерации. ОАО "РЖД" оказывает пригородным компаниям услуги по предоставлению инфраструктуры и при необходимости предоставляет в аренду тяговый или моторвагонный подвижной состав. В результате пассажирские перевозки были отделены от деятельности по содержанию и эксплуатации инфраструктуры.

На рынке появились и частные пассажирские перевозчики (ЗАО "ТрансКлассСервис", ООО "Тверской экспресс", ЗАО ТК "Гранд Сервис Экспресс", др.), однако их доля в общем объеме перевозок пассажиров пока незначительна. Конкуренция в железнодорожных пассажирских перевозках развивается лишь на наиболее перспективных направлениях с большим объемом пассажиропотока, средней дальностью перевозок (до 1 тыс. км.) и гарантированным наличием платежеспособного спроса (наиболее востребованным является направление Москва – Санкт-Петербург).

Деятельность пассажирских компаний осуществляется в условиях высокого уровня межвидовой конкуренции на рынке транспортных услуг как со стороны гражданской авиации, так и со стороны автобусных перевозок.

Ключевые принципы организации, регулирования и финансирования деятельности комплекса пригородных пассажирских перевозок определены Концепцией развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации в мае 2014 года.

В рамках ее реализации была сформирована нормативная основа для обеспечения общей транспортной мобильности населения в регионах России:

  • утверждена маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения как элемента комплексного плана транспортного обслуживания региона;
  • установлены льготные правила оплаты услуг по использованию инфраструктуры для пассажирских компаний-перевозчиков;
  • установлена льготная ставка НДС на предоставление услуг по перевозке пассажиров в пригородном сообщении в размере 0%.