Структура ОАО "РЖД"

Музей истории Восточно-Сибирской железной дороги

  • Основная информация
  • Фотогалерея
Руководство
Директор Гордиенко Татьяна Николаевна
Деятельность
Входит в состав: Восточно-Сибирская железная дорога – филиал ОАО "РЖД"
Виды деятельности:

Музей истории восточно-Сибирской железной железной дороги был открыт в 1998 году к 100-летию прихода первого поезда в Иркутск и располагался в здании управления железной дороги.

5 июля 2003 года была открыта новая экспозиция музея. Она разместилась в здании, расположенном на территории Детской железной дороги в центре города на острове Юность.

Площадь музея составляет 120 кв. м. Экспозиция расположена в трех залах и отражает историю строительства и эксплуатации Восточно-Сибирской железной дороги с 1898 года по настоящее время.

Экспозиция музея представлена разделами:

  • "История развития путей сообщения в России"
  • "История строительства Транссибирской железной дороги до г. Иркутска и ее эксплуатация"
  • "История строительства КБЖД"
  • "История Восточно-Сибирской железной дороги"
  • "Железнодорожники ВСЖД в годы Великой Отечественной войны".

В экспозициях музея представлены подлинные натурные экспонаты: рельсы, аппараты сигнализации и связи, ордена, медали, карты, фотографии, альбомы и документы. Большой интерес представляют оформленные экспозиционные комплексы музея: фрагменты интерьеров кабинета начальника дороги, служебного вагона, кабинета изыскателя, макет проходки направляющего хода в штольне, диорамы – "Железнодорожная станция Иркутск в начале XX века", "Кругобайкальская железная дорога. 145 км", оконные витражи и макеты.

В 1934 году произошла реорганизация. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК 1933 г. "О перестройке органов управления железнодорожного транспорта" по приказу НКПС от 3.03 №42–Ц были разукрупнены Томская и Забайкальская железные дороги, и организована Восточно-Сибирская железная дорога. Было сформировано Управление дороги с местом нахождения в г. Иркутске. Экспозиция музея рассказывает о реорганизации на дороге. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники внесли свой вклад в дело Победы над фашистской Германией, события военного времени нашли отражение в музее истории ВСЖД.

В конце 2005 г. – начале 2006 г. на станции Байкал подготовлена новая экспозиция, посвященная истории КБЖД. Она отчасти повторяет структуру зала истории строительства КБЖД, но дополнена разделом "Эксплуатация кругобайкальского участка Транссиба". Здесь также исторические события отражены в двух диорамах: "Станция Байкал в начале XX в." и "Этапы строительства тоннеля".

Музей на вокзале станции Байкал является началом музеефикации тупикового кругобайкальского участка. Явления разного масштаба и разного характера предполагается отразить в музейном комплексе КБЖД. Здесь посетителям представится возможность увидеть наиболее интересные и необычные железнодорожные участки, познакомиться с работой отдельных железнодорожных служб. В свете концепции развития устойчивого туризма на КБЖД музейный комплекс на этой территории должен стать органичной частью туристского продукта.

Музейный комплекс КБЖД обладает целым рядом особенностей. Экспозиции располагаются как внутри помещений, так и на открытых площадках. Неотъемлемой частью музейной работы на КБЖД является инвентаризация железнодорожных памятников, выделение наиболее перспективных для музеефикации участков, необходимость раскрытия их перед посетителями. Поскольку многие объекты несут функциональную нагрузку, возникает вопрос о систематическом мониторинге всех сооружений КБЖД. Определенная работа в этом направлении уже проведена. Обозначены все линейные инженерные сооружения (тоннели, галереи, мосты, подпорные стенки, служебные постройки). Дана точная привязка всех объектов к местности. В тоже время проведена идентификация и памятников природы. Это сделано по двум причинам. Во-первых, многие памятники природы были выявлены в связи с изысканиями и строительством железной дороги. Во-вторых, памятники природы наряду с искусственными сооружениями составляют основу туристского продукта.

Музей проводит большую исследовательскую и экспедиционную работу, разыскивая памятники железнодорожного транспорта по линии. Ведется планомерная работа в архивах - Российском государственном историческом, Иркутской области, Центре документации новейшей истории и других. В результате исследовательской работы музей выпускает печатную продукцию: альбом-книга "Дорога длиною в век", "М.И.Хилков" и другие. В музее применяются новейшие компьютерные технологии.

Разработаны компьютерные презентации по тематике музея:

  • "Иркутские мосты"
  • "Памятник Александру III в Иркутске"
  • "М.И. Хилков"
  • "Железнодорожники ВСЖД в годы Великой Отечественной войны"
  • "История железнодорожного лицея на ст. Иркутск-пассажирский"
  • "Байкальская гидрографическая экспедиция"
  • "История развития телеграфа на дороге" и другие.

Основными видами работы с посетителями являются экскурсии, лекции, беседы. Проводится научно-исследовательская работа с учащимися детской железной дороги и лицея. Ежегодно музей посещают около семи тысяч человек. В музее проводятся встречи ветеранов и руководителей дороги с учащейся молодежью.

Время работы: с 9-00 до 17-00, выходные понедельник и вторник (летом), суббота и воскресенье (зимой).

Проезд: городским транспортом до остановки "Филармония", "Стадион Труд", "Улица Ленина", "Музыкальный театр" и вниз до реки Ангары на остров Юность.

Контактная информация

Юридический адрес: Россия, Иркутск

Фактический адрес: Россия, Иркутская область, Иркутск, 6640034, Иркутск, остров Юность, Детская железная дорога, 2 этаж

(3952) 644-322

Дата последнего обновления: 14.08.2012Версия для печати
screenRenderTime=1